Home / All Posts / Skin Law Office / КОНФИСКАЦИЯ ВАЛЮТЫ НА ТАМОЖНЕ

КОНФИСКАЦИЯ ВАЛЮТЫ НА ТАМОЖНЕ

КОНФИСКАЦИЯ ВАЛЮТЫ НА ТАМОЖНЕ

КОНФИСКАЦИЯ ВАЛЮТЫ НА ТАМОЖНЕ

Стоит отметить, что физическое лицо имеет право ввозить и/или вывозить за пределы Украины наличность в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 евро (Постановление НБУ от 27.05.2008 № 148). Если сумма превышает данный эквивалент, её нужно декларировать.

Как уже ранее упоминалось, в силу непонимания предмета своего дела, представители таможни, суда, адвокаты соглашаются с конфискацией денежных средств ввиду того, что такая санкция основывается на положении статьи 471 Таможенного кодекса Украины. Согласно ее положениям нарушение установленного настоящим Кодексом порядка прохождения таможенного контроля в зонах (коридорах) упрощенного таможенного контроля, то есть перемещение через таможенную границу Украины лицом, которое формой прохождения таможенного контроля избрало прохождение (проезд) через «зеленый коридор», товаров, перемещение которых через таможенную границу Украины запрещено или ограничено законодательством Украины, или товаров в объемах, превышающих необлагаемую норму перемещения через таможенную границу Украины, что влечет за собой наложение штрафа в размере ста необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае если непосредственными предметами правонарушения являются товары, перемещение которых через таможенную границу Украины запрещено или ограничено законодательством Украины, — также конфискацию этих товаров.

В чем состоит ошибочное восприятие сторонами юридических фактов дела?

Человек, с наличием достаточно общего уровня интеллектуального понимания, задастся вопросом, «что есть товар?», «что есть иностранные денежные знаки (валюта)?», «является ли иностранные денежные знаки (валюта) товаром в общем понимании и понимании законодательном?», «каким образом это сопоставимо с запретом на ввоз?», «запрещен такой ввоз или ограничен?», ну и наконец, «может ли быть применена конфискация?».

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что ст. 471 Таможенного кодекса Украины предусматривает ответственность за нарушение установленного настоящим Кодексом порядка прохождения таможенного контроля в зонах (коридорах) упрощенного таможенного контроля, которые могут заключаться в:

а) перемещении через таможенную границу Украины лицом, которое формой прохождения таможенного контроля избрало прохождение (проезд) через «зеленый коридор», товаров, перемещение которых через таможенную границу Украины запрещено или ограничено законодательством Украины;

б) перемещении через таможенную границу Украины лицом, которое формой прохождения таможенного контроля избрало прохождение (проезд) через «зеленый коридор», товаров в объемах, превышающих необлагаемую норму перемещения через таможенную границу Украины.

При этом конфискация товара как мера ответственности за нарушение требований ст. 477 ТК Украины предусмотрена только для случаев перемещения через таможенную границу Украины товаров, ввоз которых запрещен или ограничен законодательством Украины. При перемещении же товаров в объемах, превышающих необлагаемую норму перемещения через таможенную границу Украины, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 гривен), без конфискации таких товаров.

Постановление НБУ от 27.05.2008 № 148, на которое ссылаются органы таможни при изъятии наличных и составлении протоколов о нарушении таможенных правил, не запрещает ввоз на территорию Украины валютных ценностей и не ограничивает их максимальный размер.

В соответствии с главой 2 указанного постановления физическое лицо имеет право ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины наличность в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 евро без письменного декларирования таможенному органу.

Физическое лицо — нерезидент имеет право ввозить в Украину наличность в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 евро, при условии письменного декларирования таможенному органу в полном объеме.

Итак, постановление НБУ от 27.05.2008 № 148 только устанавливает дополнительные требования к ввозу валютных ценностей в объемах, превышающих 10 000 евро в виде письменного декларирования.

Действующим законодательством Украины ввоз наличной иностранной валюты в Украину, не ограничен, ограничена лишь сумма (10 000 евро), которая может быть ввезена без письменного декларирования.

Таким образом, поскольку наличная иностранная иностранные денежные знаки (валюта) не относится к числу товаров, ввоз которых запрещен или ограничен, то применение к правонарушителям такой меры ответственности за нарушение требований ст. 477 ТК Украины как конфискация товара (иностранной наличной валюты) в объеме более 10 000 евро в эквиваленте неправомерно.

2. Конфискация иностранной валюты в качестве меры ответственности за нарушение таможенных правил является нарушением Протокола № 1 Европейской конвенции

Подтверждением неправомерности применения такой меры ответственности за нарушение предусмотренных законодательством ограничений по ввозу иностранной наличной валюты является решение Европейского Суда по правам человека от 06.11.2008 года. В этом решении по делу Исмаилов против Российской Федерации ЕСПЧ отметил, что конфискация валютных ценностей, принадлежащих заявителю, которые он не указал в таможенной декларации, является нарушением ст. 1 Протокола конвенции по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Протокола N 1 к Конвенции по защите прав человека, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Первое и наиболее важное требование указанной правовой нормы заключается в том, что любое вмешательство публичной власти в право на уважение собственности должно быть законным. Также предполагается, что государство уполномочено осуществлять контроль за использованием собственности путем обеспечения выполнения законов.

Вопрос о том, будет ли достигнуто справедливое равновесие между требованиями общего интереса и защиты фундаментальных прав личности, имеет значение лишь при условии, что такое вмешательство соответствует требованиям закона и не безосновательно.

Что касается общего интереса, которому могло служить такое вмешательство, то Европейский Суд отметил, что государства имеют законный интерес и в то же время обязанность принимать меры в целях выявления и контроля движения наличных средств через границы, поскольку значительные суммы наличных могут использоваться для легализации незаконных доходов, торговли наркотиками, финансирования терроризма, совершения тяжких финансовых преступлений.

Общее требование о декларировании, которое распространяется на любое лицо, пересекающее границу государства, предупреждает скрытый ввоз и вывоз денежных средств из страны и конфискационная мера, которую тянет недекларирование денежных средств таможенному органу, является частью общей регулятивной системы, предусмотренной для борьбы с подобными правонарушениями.

Суд также указал, что органы власти должны соблюдать разумный баланс между мерами, принятыми для обеспечения интересов общества, и необходимостью защищать право заявителя на уважение своей собственности, то есть, не стали ли принятые меры личной и чрезмерным бременем для заявителя. Кроме того, суд отметил, что для того, чтобы вмешательство считалось пропорциональным, оно должно соответствовать тяжести правонарушения, в частности, несоблюдение требований о внесении сведений в таможенную декларацию, а не тяжести любого правонарушения, которое можно предположить (например, отмывание денег или уклонения от уплаты налогов, но которое на самом деле не было доказано).

Таким образом, применение конфискации предметов нарушения таможенных правил в данном случае является нарушением положений ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, поскольку возлагает на правонарушителя, «индивидуальное чрезмерное бремя».

Related posts

Minimum 6 characters

Choose Your Style

Body style:
Theme colors:
Color 1:
Color 2:

Color 3:
Background color:
Background pattern:
Background image: